Объемная резьба по дереву для начинающих

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Читайте также:  Декоративное мандариновое дерево уход в домашних условиях

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Источник: woodschool.ru

Резьба по дереву: фигурки для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Фигурки из дерева являются отличным украшением для дома, рабочего стола, сада. Они нравятся как взрослым, так и детям. Такие произведения искусства привлекают своей связью с природой. В интерьере отлично будут смотреться фигурки кошек, сов, медведей, черепахи или других зверей. А для сада лучше всего подойдут резные фигуры гномов или птиц.

Из какого дерева лучше вырезать?

Для изготовления резных фигурок из дерева следует выбирать определенный тип древесины.

  • Легче всего вырезать из липы, у структуры которой отсутствует выраженный рисунок. Это позволяет без лишних усилий наносить на заготовку изображение. К тому же на материале практически не появляются трещины.
  • Схожие характеристики наблюдаются и у ольхи. С ней также легко работать.
  • Осиновая древесина является лучшим материалом для изготовления больших скульптур, так как ее легко подвергнуть сколам. Стоит заметить, что если осину не покрыть лаком, то через некоторое время она становится серебристой. Мягкая структура не вызывает сложностей в работе.
  • С твердой березой работать не так просто, но зато из нее получаются отличные мелкие детали. Также ее древесина ценится за особый рельеф.
  • Из орехового материала можно создать интересные композиции, в которых много тонкой резьбы. К тому же орех легко обрабатывать, так как на нем не образуются сколы. Такая древесина отлично подойдет для различных декоративных деталей.
  • Из дуба зачастую изготавливаются крупные скульптуры. С данным деревом сложно работать из-за подверженности сколам и его твердости.

Следует заметить, что любая древесина для резьбы должна быть тщательно высушенной. В противном случае на готовых изделиях могут появиться трещины. Сушить дерево необходимо в теплом месте, предварительно завернув его в полиэтилен.

Мастера с опытом одинаково хорошо работают с любой древесиной. Однако новичкам лучше выбирать мягкие породы древесины. Как правило, к таким относят липу, тополь, каштан, кедр, осину и ольху.

Хвойные деревья лучше не использовать, так как их надо уметь правильно просушивать, чтобы получить хорошее изделие.

Найти подходящий материал для резьбы можно прямо во время прогулки по парку, лесу или саду. Например, можно создать отличные фигурки из пней, корней, коряг. Многие считают это мусором, но на самом деле, применив фантазию из всего можно сделать нечто красивое и оригинальное. Также подходящий материал для деревянных скульптур можно заказать в профессиональных мастерских.

Источник: vplate.ru

Объемная резьба по дереву: техника выполнения, фото

Резьба по дереву – один из самых древних и распространенных видов искусства. Работая с определенной породой древесины, резчики способны изготовить действительно уникальные предметы: скульптуры, мебель, домашнюю утварь и многое другое. В статье рассмотрим разновидности объемной резьбы по дереву, какие инструменты для этого необходимы. Также вы найдете пошаговую инструкцию изготовления шкатулки в такой технике.

Разновидности резьбы

Выделяют следующие техники резьбы по дереву:

  • объемная;
  • сквозная;
  • рельефная;
  • глухая;
  • накладная;
  • контурная;
  • фигурная;
  • плоская;
  • пропильная.

Объемная или скульптурная резьба подразумевает изготовление скульптур, крупных предметов мебели и экстерьера.

Сквозная резьба часто называется ажурной и прорезной. Техника характеризуется удалением фона на плоскостных узорах. Зачастую такой метод используют для украшения оконных ставней, карнизов и предметов мебели. В случаях, когда сквозную обработку крепят к основе из дерева, такая работа называется накладной.

Рельефная резьба – считается одной из самых сложных. Она может подразделяться на барельефную и горельефную. Разновидности в свою очередь требуют высокого мастерства при обработке дерева и наличия широкого разнообразия режущих инструментов. Чаще всего ею отделывают деревянную мебель и оформляют элементы интерьера.

Глухая резьба – не менее сложная техника обработки дерева. Порой даже опытные мастера не могут представить себе масштаб и объем выполняемых работ.

Плоская или плоскорельефная резьба представляет собой рисунок, нанесенный на основание из дерева с помощью острого инструмента. Такую работу можно доверить даже ребенку, при условии контроля со стороны взрослого. Как правило, в качестве материала применимы только те породы дерева, которые не расслаиваются, к примеру, липа или каштан.

Объемная техника как высший пилотаж

Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.

Читайте также:  Борьба с короедом на плодовых деревьях

Подготовка и начало работы с древесиной

Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.

Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).

Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере. Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным.

Инструменты для работы

Объемная техника работы с древесиной довольно нестандартна, соответственно, и инструмент должен быть подходящим. Это и привычные ножи со стамесками, и специальные станки. Для работы в домашних условиях понадобятся такие инструменты для объемной резьбы по дереву:

  1. Наждачная бумага всех фракций.
  2. Ножи различных модификаций, размеров и форм.
  3. Ручной фрезер с широким ассортиментом насадок.
  4. Стамески разных видов.
  5. Надфили.

Приемы объемной резьбы по дереву

Во время работы мастер использует различные приемы строгания и обработки древесины, среди них можно выделить несколько основных, применимых при всех видах резьбы по дереву:

  1. «От себя». Используется для удаления кромки и фаски, в особенности, если они расположены перпендикулярно волокнам древесины. Работа осуществляется одной рукой или придерживая лезвие пальцами второй руки.
  2. Прием для снятия толстого слоя дерева по направлению его волокон. Нож захватывают одной или обеими руками, при этом кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делается срез. Если необходимо снять большой слой, но при этом места для маневренности недостаточно, нажим на руки выполняется корпусом.
  3. «На себя» – прием резки, когда лезвие направлено в сторону левой руки, а движение делается навстречу большому пальцу.

Какой материал использовать?

Для объемной резьбы по дереву рекомендуется использовать древесину мягких пород, такую как клен, ольха, липа и осина.

В особенности выделяют липу, ввиду ее однородности, пластичности и податливости при резьбе. Осину и ольху применяют немного реже. Перед работой с осиной ее желательно запарить на два-три часа и после этого выдержать в тени примерно сутки. После просушки брус, на котором появились трещины, обрабатывают путем срезания торцов.

Древесина не должна иметь никаких изъянов в виде гнили, трещин, пустот.

Техника выполнения работы

Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:

  1. В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
  2. После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
  3. Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
  4. Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
  5. Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
  6. Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.

Деревянная шкатулка: последовательность работы

Для выполнения объемной резьбы по дереву на шкатулке (фото изделия представлено ниже) понадобятся: инструменты для резки, карандаш, заготовка шкатулки.

Выполняется работа поэтапно:

  1. В первую очередь округляют углы заготовки.
  2. Затем по всему периметру шкатулки рисуют узор таким образом, чтобы крышка и нижняя часть гармонично смотрелись.
  3. Выполняется объемная резка, особое внимание убеляется мелким деталям.
  4. Каждый элемент тщательно шкурится.
  5. Шкатулка покрывается несколькими слоями лака.
  6. Внутрь вырезается и вклеивается бархат.

Осваивать технику резки по дереву лучше с самых простых и небольших фигурок. В процессе работы каждый резчик приобретает свои секреты мастерства, понимает, как лучше выполнить тот или иной элемент, как удобнее держать инструмент и так далее. Главное – не нужно бояться. Смело воплощайте свои мечты.

Источник: samodelkinoblog.com

Объемная резьба по дереву

Создать объемные деревянные изделия не так уж и просто, поскольку аналогичный процесс является целой наукой, известной как объемная резьба по дереву. Древесина считается одним из древнейших материалов, используемых для изготовления различных объектов и построек. Подобное сырье достаточно практично и в меру надежно, а также обладает довольно хорошими характеристиками сохранения тепла.

Скульптура выполненная объемной резьбой

Кроме аналогичных критериев, дерево отличается и великолепными внешними качествами, что позволяет использовать его для создания разнообразных декоративных объектов.

Читайте также:  Удаление поросли деревьев

Назначение объемной резьбы и ее роль для стилистической направленности интерьера

Создание различных элементов декора путем выпиливания их из древесины является достаточно кропотливым и сложным занятием, требующим наличия определенного таланта.

Как любое направление искусства, подобный процесс считается творческим и может быть использован лишь людьми с определенным складом ума.

Другим же приходится только наслаждаться продуктами их труда, используя изделия в качестве украшений собственного дома или различных элементов декора.

Объемная резьба по дереву является одним из направлений декоративной обработки древесины, позволяющим создавать великолепные и яркие образы, способные лаконично вписаться в любой интерьер или стать красочным украшением веранды дачной бытовки. Однако работать с древесиной дано не каждому точно так же, как и писать картины. Кроме того, этому мастерству нужно долго и упорно учиться.

Создание же декоративной отделки из дерева является отличным решением, дающим возможность изготавливать элегантное покрытие, отличающееся не только внешними качествами, но и придающее помещению особую атмосферу.

Резные скульптуры для декорирования интерьера

Наилучшим решением будет обращение к профессионалам, которые создадут все необходимые образы и эскизы, а также в максимально сжатые сроки предоставят готовый результат.

Однако такой подход требует значительного вложения материальных средств и будет оправдан лишь при больших объемах работ. Создание же мелких деталей или негабаритных объектов лучше попытаться выполнить самостоятельно.

Пример изготовления необыкновенного объекта при помощи объемной резьбы по дереву Вернуться к оглавлению

Структура работы и проведение подготовительных работ

Резьба по дереву для начинающих все же подразумевает наличие минимальных начальных навыков, основанных на умении работать с инструментом для резьбы и ухаживать за ним.

К тому же придание формы куску обыкновенной древесины является достаточно творческим занятием, требующим выверенного подхода и определенной точности. Исходя из этого проведение всей последовательности работ можно подразделить на этапы, различные по своей направленности и назначению. Выглядит этот перечень, в наилучшем виде описывающий структуру процесса, следующим образом:

  • подготовительные работы;
  • сбор инструмента;
  • непосредственное проведение резьбы;
  • обработка готового изделия.

Все эти категории работ в наилучшем виде и полностью описывают процедуру по созданию резных деревянных объектов.

Посуда выполненная объемной резьбой

Подготовительные работы заключаются в выборе древесины и изготовлении принципиальной схемы объекта. При этом оба направления являются крайне важными, поскольку от них в наибольшей степени зависит структура и сложность будущих работ.

Крупные масштабные объекты лучше всего вырезать из древесины мягких сортов, поскольку она более податливая и пластичная. В таких условиях наиболее подходящими сортами дерева являются ольха, липа, верба, тополь или сосна. В то время как для производства мелких деталей наилучшим решением будут твердые породы деревьев, наподобие дуба или клена.


Эскизы для резьбы по дереву требуют достаточно точные, поскольку чем тщательнее будет составлен проект объекта, тем естественнее он получится в реальности. Наилучшим решением для выполнение этой части работ является перенос визуальных характеристик будущего декора на бумагу или создание его глиняной копии. Для воплощения в жизнь этой задачи и понадобятся творческие данные, которые дадут возможность получить наиболее реалистичную копию.

Сбор инструмента и завершающие стадии проведения работ

Резьба по дереву для начинающих состоит из нескольких равноценных этапов, и следующим из них является подготовка инструмента. Следует сразу отметить, что для проведения подобных работ требуется достаточно специфическое оборудование.

Этими устройствами могут быть как различные деревообрабатывающие станки, так и обыкновенный инструмент, который найдется в хозяйстве у любого домашнего мастера. Раздобыть профессиональное оборудование для работы в домашних условиях практически нереально, поэтому про станки придется забыть и использовать различные подручные средства. При этом особого внимания требуют следующие экземпляры:

  • ножи различных размеров и форм;
  • набор стамесок;
  • напильники;
  • надфили;
  • наждачная бумага.

Поэтапное выполнение скульптуры объемной резьбой

В целом, объемная резьба по дереву может осуществляться с применением разнообразных инструментов. Главным критерием их выбора является удобство и навыки работы, а остальные качества придут во время работы.

Деревообрабатывающие станки являются наиболее эффективными средствами для объемной резьбы по дереву. Однако за их неимением проводить работы приходится вручную. Их структура заключается в первоначальном снятии больших участков поверхности, которые не пригодятся для дальнейшей работы. Для этого можно использовать любой грубый инструмент, начиная от ножовки и заканчивая лобзиком. В свою очередь, придание формы изделию осуществляется путем использования более тонких средств, таких как надфили или ножи.

Пример работы, сделанной путем объемной резьбы своими руками

Готовый объект проходит длительную шлифовку, позволяющую придать ему завершающие штрихи, и подвергается обработке различными средствами, продлевающими жизнь изделия.

Подобными средствами являются разнообразные лаки, морилки и краски, дающие возможность не только сохранить внешний вид объекта, но сделать его более ярким и красочным. После аналогичной обработки готовое изделие будет обладать максимальными качествами реалистичности, а его соответствие оригинальному объекту полностью зависит от таланта человека, воплощавшего эскизы в жизнь.

Источник: proekt-sam.ru